www.voenservice.by

Мы призваны служить Вам!

    

Товары цвета хаки

16.11.2018

Подразделения РУП «Торгово‑производственное управление при Министерстве обороны», более 200 единиц которого расположены на территории Беларуси, отличает особая атмосфера комфорта и вышколенности. Ею славится как столичный специализированный магазин по продаже товаров военного назначения «Звездочка», так и объекты областных и районных центров — Бреста и Гродно, Осиповичей и Слуцка… География расположения и профиль работы не важен — стандарт качества работы задан строго! Мало кто вспоминает сейчас, что деятельность Военторга, работающего с выверенностью лучшего часового механизма, зарождалась и закалялась в огне двух войн — Гражданской и Великой Отечественной. Сегодня, в день 100‑летия с момента образования военной торговли Беларуси, нельзя не вспомнить вехи этого славного пути.

Начало биографии


А начался он в далеком 1918‑м, когда фронты Гражданской опоясали молодую Страну Советов. Тиф и испанка, голод, бандитизм — а руководство страны думало о том, что будет у пехотинца в «сидоре», а у кавалериста в чересседельной сумке. 16 ноября 1918 года в свет выходит декрет Совнаркома об организации базисных складов, передвижных и стационарных лавок, хлебопекарен и других структур, призванных обеспечить военных товарами первой необходимости. А уже через месяц, 13 декабря, был создан прообраз нынешней организации — Центральное управление красноармейских лавок (ЦУКЛ). Постепенно выкристаллизовывался не только структурный эталон, но и само название. Так, в октябре 1935 года было организовано Центральное государственное объединение военной торговли для обслуживания производственно-бытовых нужд армии и флота — Центрвоенторг, который позже реорганизовали в Главвоенторг. Наконец, 28 марта 1939‑го распоряжением Экономического совета СНК СССР было создано государственное предприятие союзного подчинения по торговле и обслуживанию производственно-бытовых нужд воинских частей Белорусского особого военного округа с дислокацией в Минске. Эта дата — второй день рождения собственно белорусского Военторга.

Недолго пришлось пожить ему мирной жизнью… Наступление немецко-фашистских захватчиков 1941 года временно прервало историю существования структуры, точнее, «втиснуло» ее в общую историю Военторга Западного фронта (по декабрь 1943‑го). На этом этапе жизни организации, сделавшей весомый вклад в дело победы над врагом, остановимся подробнее.

По гари и бездорожью…

Война наложила отпечаток на жизнь органов военной торговли. Их деятельность вращалась вокруг двух смысловых осей — безлюдью и недостатку средств. В ту пору шли массовые формирования воинских частей и соединений, создавались фронты и армии, а количество военторгов было крайне ограничено. Многие работники торговли, в том числе и часть офицеров, ушли на фронт. В аппарате Главвоенторга численность военнослужащих сократилась в три раза. Многие работники, в основном жены комсостава, работавшие в стационарных военторгах, были эвакуированы.

Нужно было сформировать достаточное количество полевых органов, способных организовать обслуживание личного состава войск в боевых условиях, создать полевые подвижные торгово‑бытовые предприятия, обеспечить их товарами и сырьем, сформировать сотни новых отделений Главвоенторга во внутренних военных округах для обслуживания формируемых и проходящих обучение соединений, организовать снабжение семей военнослужащих, мобилизованных в армию, осуществлять прием от народного хозяйства нужных товаров и предметов технического оснащения торгово‑бытовых предприятий, наладить изготовление товаров…

4 июля 1941 года совместным приказом наркома обороны СССР и наркома торговли СССР было утверждено положение, в котором применительно к создавшейся обстановке излагались организационные и правовые основы деятельности полевых военторгов. В ближнем и дальнем тылу Красной Армии развернулась деятельность по претворению этих планов в жизнь.

В соответствии с положением на Главвоенторг, входивший в Наркомат торговли СССР, возлагалась организация фронтовых и армейских полевых структур. В войсковых частях, штабах дивизий и корпусов они не создавались. Обслуживание их осуществлялось через автолавки и буфеты. Для полевых военторгов наркомом торговли СССР выделялись фонды продовольственных и промышленных товаров, проводились также и децентрализованные заготовки незерновых сельскохозяйственных продуктов. Распределение товарных фондов возлагалось: между фронтовыми базами — на главного интенданта Красной Армии, между армейскими — на интенданта фронта. Несмотря на ряд трудностей, полевые органы военной торговли и их предприятия были сформированы, укомплектованы личным составом и положенными запасами товаров в установленные сроки. Для доставки товаров в войска начальники тыла фронтов и армий выделили «маркитантам» необходимое количество крытых автофургонов.

На передовой

Летом 1941 года появилась посылочная торговля, которая пользовалась у бойцов большой популярностью. Наборы товаров повседневного спроса комплектовались на фронтовых и армейских торговых базах военторгов и продавались автолавками в войсках.

В связи с введением в стране карточной системы торговые предприятия полевых структур реализовывали в основном ненормированные товары первой необходимости и товары военного ассортимента (бритвы, лезвия для бритья, щетки зубные, одежные и сапожные, зубную пасту, туалетное мыло, гуталин, писчебумажные товары, одеколон, некоторые виды консервов, табачные и кондитерские изделия, знаки различия, пуговицы, нитки, иголки и т. д.). Заготовляемые военторгами децентрализованным порядком отдельные нормированные продукты передавались полевым столовым для улучшения питания.

В 1942 году торгово‑бытовое обслуживание личного состава войск значительно улучшилось. Увеличились самозаготовки продуктов питания из местных средств. При некоторых полевых военторгах стали организовывать подсобные хозяйства, которые явились значительным источником дополнительного снабжения личного состава войск мясом, молоком, рыбой, картофелем и овощами. При фронтовых и армейских торговых базах были созданы посылочные отделения, которые только на Западном фронте за два последних месяца 1942 года скомплектовали и продали в войсках 45 тысяч посылок… Улучшилась на фронте и организация общественного питания. Количество столовых возросло более чем в три раза, общий товарооборот общепита увеличился в шесть раз. Впервые в действующей армии появились полевые чайные. Было также организовано 25 пошивочных, 28 сапожных и 4 часовых мастерских, 114 парикмахерских, фотоателье и 3 прачечные.

В начале октября 1943 года Государственный комитет обороны СССР рассмотрел состояние военной торговли на фронтах Отечественной войны и принял решение создать комиссию для разработки конкретных предложений по улучшению торгово‑бытового обслуживания войск.

23 марта 1944 года ГКО принял развернутое постановление об улучшении работы военторгов по обслуживанию действующей армии. Этим постановлением был определен обязательный ассортиментный минимум товаров, продаваемых на «передовой». В него были включены открытки, конверты с бумагой, карандаши, зубной порошок и зубные щетки, кисти и лезвия для бритья, расчески, гребенки, карманные зеркала, нитки, иголки, крючки, петлицы и пуговицы, кисеты, трубки и мундштуки, погоны, звездочки и эмблемы. Казалось бы — мелочи, а куда без них?

Постановление обязало полевые военторги организовать продажу для офицеров действующей армии в пределах установленных лимитов туалетного мыла, одеколона, носков, приборов для бритья, зажигалок, портсигаров, записных книжек и блокнотов, перочинных ножей, перчаток, чемоданов и т. д.

Для улучшения доставки товаров в войска ГКО обязал начальника тыла Красной Армии генерала армии А. В. Хрулёва выделить полевым органам торговли дополнительно 300 автомашин, переоборудовать их под автолавки, обеспечить машины водительским составом.

Приказом народного комиссара торговли СССР была возобновлена деятельность военной торговли на территории Беларуси. Белорусский Военторг вернулся домой… А ряд подразделений остался при Красной Армии, они пошли дальше, на запад.

Непростые 1990‑е…

4 июня 1956 года Главвоенторг претерпевает новый виток эволюции, реорганизуясь в главное управление торговли Министерства обороны. С этого момента военная торговля — одна из важнейших служб в составе тыла Вооруженных Сил. Ее задачи: торгово‑бытовое обеспечение войск на учениях, маневрах и в лагерях, в зонах конфликтов и чрезвычайных ситуаций, торгово‑бытовое обслуживание всех силовых структур государства. Введены сотни окружных и гарнизонных универмагов, увеличилась сеть специализированных магазинов («Обувь», «Галантерея» и т. д.). Появились универсамы, в которых продавались различные промышленные и продовольственные товары.

Но самым главным звеном в розничной торговле стали магазины на закрытой территории воинских частей, призванные обеспечить товарами первой необходимости военнослужащих и членов их семей.

Распад Советского Союза повлек за собой изменения во всей системе — нужно было переходить на рыночные рельсы. С 1992 по 2004 год система претерпела ряд трансформаций, итогом которых стало появление РУП «Торгово‑производственное управление при Министерстве обороны», которое, к слову, было отмечено как одно из лучших предприятий торговли Первомайского района Минска по итогам работы прошлого года.

Военторг, закаленный в горниле войн и политических катаклизмов, продолжает свое доброе дело в лице РУП «Торгово‑производственное управление при Министерстве обороны» во имя людей в погонах.

На сегодняшний день предприятие располагает десятками объектов торговли и общественного питания, оказывает услуги по организации питания в полевых условиях, по индивидуальному пошиву военной и форменной одежды, головных уборов и обуви для силовых структур Республики Беларусь, по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, а также предоставляет бытовые услуги. Важной составляющей высокого качества торгово‑бытового обслуживания военнослужащих, членов их семей, жителей военных городков является деятельность семи филиалов, в том числе гостиницы «40 лет Победы», отличающейся гостеприимством, домашним уютом и качеством оказываемых услуг.

Подготовил Денис Трофимычев, «Ваяр», фото из открытых источников

 

   Тел./факс: +375 17 373-55-01 - приемная
Республика Беларусь
г. Минск, ул. Калинина, 30А
 
© 2012-2020, РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны"
Мы в соц. сетях                
Работает на базе "Инсаер"